Статьи

Как объединить природу и культуру? Города-сады

Фрагмент виллы Элиота с садом, 1925.
Одни считают идеальной моделью, другие — обыкновенной утопией. Culture.pl рассказывает о том, как идею одного британца попробовали осуществить на польской земле.В течение дня он стенографировал заседания комиссии британского Парламента, вечерами учил эсперанто, а в свободные минуты размышлял над моделью идеального города. Эбенизер Говард — речь идет именно о нем — пришел к мысли о создании города-сада.
Свою идею или, по мнению некоторых, утопию, он изложил в своей написанной в 1898 году книге, лучше известной по второму изданию (1902) под названием «Города-сады будущего». В теории эта идея должна была стать противоядием от пагубных последствий промышленной революции и перенаселения крупных городов. На практике она оказалась не совсем эффективной.i>Подкова-Лесьна, вилла «Аида», 1914. На фото: Анджей Пилявитц, Мария Высоцкая (позже Пёнтковская), Анна Лильпоп (позже жена Ярослава Ивашкевича), гувернантка Сиси, Владислав Станкевич, Анеля Пилявитц (ур. Лильпоп). Фото: Архив Музея в Стависко / FotonovaСогласно проекту, в городах-садах плюсы жизни в зеленом пространстве должны были сочетаться с достижениями цивилизации, свойственными урбанизированным районам. Предполагалось, что центром такого гибрида станет сад, а вокруг него будут располагаться общественные здания: ратуша, музей, библиотека, больница.
Они, в свою очередь, будут окружены парком, а из центра будут радиально расходиться дороги, образуя аллеи с рекреационными, жилыми и другими объектами. На периферии — аграрные территории, призванные обеспечить экономическую самодостаточность.
Публичная площадь должна была стать общественной собственностью, а территориальное развитие и плотность населения должны были контролироваться. Время показало, что нереальной оказалась лишь полная гармония города и природы.i>Ханя Лильп (справа) со своей подругой Марией Высоцкой (позже Пёнтковская) в летнем саду виллы семьи Лильпоп «Аида», Подкова-Лесьна, май 1909. фото Станислав Вильгельм Лильпоп / Архив Музея в СтавискоВ Польше тоже был мечтатель, стремившийся оздоровить город. Владислав Добжиньский, по образованию врач, продолжал дело Говарда. Он восхищался тем, как идею Говарда реализовали британцы: особенно ему нравился городок Летчуэрт-Гарден-Сити — он говорил даже, что «города из сказки стали реальностью». В 1909 году Добжиньский создал Комиссию по городам-садам при Варшавском обществе гигиены. В архитектуре Добжиньский был самоучкой, идеалистом, чьи планы о «прекрасном саде-предместье Варшавы» так и не осуществились.
Добжиньский утверждал, что из-за политических и социальных условий Польши реализовать концепцию Говарда в ее первозданном виде невозможно. Создание образцовых проектов в местностях Зомбки и Млочины под Варшавой было приостановлено из-за войны в 1914 году. Позднее к ним не возвращались. Польша довольствовалась заменой: садами в пригородах и зелеными микрорайонами в границах города.
Ближе всего к идеалу оказался городок Подкова-Лесьна, который вместе с городами Милянувек и Брвинув образует так называемое «Trójmiasto Ogrodów» («Сад трех городов»). Центр города представляет собой концентрическую структуру в форме подковы.
Ее сердце, или, корее, — парк с прудом — это место встреч и отдыха. Здесь также налажена связь с крупными городскими центрами (что было важным для Говарда): в 20-х годах прошлого века в городе была открыта железнодорожная станция. Вскоре после этого изысканные виллы утонули в зелени скверов, садов и лесов.
Самая знаменитая из них — вилла «Аида» — была центром артистической жизни. Здесь останавливалась семья Ивашкевичей, Кароль Шимановский, поэты группы «Скамандр» и другие известные люди. Однако Подкова-Лесьна и Милянувек отличаются от викторианского видения города-сада одной важной деталью: они не заменяют собой мегаполис, а служат своего рода «подсобкой». Как говорится, работать в городе, жить за городом.
Особняк, в котором жили Анна и Яросалав Ивашкевичи, ныне Музей имени Анны и Ярослава Ивашкевичей в СтавискоВ свое время создание зеленых районов было популярным. Такие анклавы в бетонных джунглях представляют собой районы Влохи и Жолибож в Варшаве, Каменная Гора в Гдыне, Дзесёнта в Люблине, Гишовец в Катовице, Вильче Гардло в Гливице. Некоторые из этих проектов принадлежат знаменитому урбанисту Тадеушу Толвиньскому.
С мыслью о городе-саде создавался и рабочий квартал Нова-Хута, который позже вошел в состав Кракова. Кстати, сам Говард побывал в Кракове за много лет до этого: в 1912 году он участвовал в проходившем в этом городе VIII Всемирном конгрессе эсперантистов, любовался местными пейзажами и назвал Краков «городом-садом в естественном развитии».
Новохутский залив, Нова-Хута, КраковВремя от времени концепция Говарда возрождается. Однако экономическая самодостаточность, возвращение к природе и ее полная гармония с цивилизацией до сих пор остаются скорее идеалом, нежели реальностью.
Каменная гора

:
— Адам Чижевский, Эбенизер Говард «Внутренности Левиафана. Город-сад будущего», Варшава 2009, www.morizon.pl, www.miastaogrody.plb>:
— https://culture.pl/ru/article/kak-obedinit-prirodu-i-kulturu-goroda-sady